История телевидения. 94 года назад Владимир Зворыкин продемонстрировал первую трубку, передающую изображение.
Сегодня нам трудно вообразить, что когда-то вместо экрана обычного кинескопа использовали вращающийся металлический диск с отверстиями, которые пропускали свет на фотоэлемент. Этот элемент преобразовывал свет в электрические сигналы, таким образом создавая изображение. Благодаря быстрому вращению диска зрители могли видеть целостную картинку. Именно с этого оптического и механического устройства, созданного немецким студентом по имени Пауль Нипков, и началась история телевидения.
История телевидения охватывает множество исследований, открытий и технических экспериментов. Одному человеку не удалось создать его в одиночку. С самого зарождения концепция передачи электрических изображений была интернациональной. К началу двадцатого века было представлено около двух десятков идей, в том числе в России - “телефотограф”, “электрический телескоп” и другие.
Первым предложил концепцию телевизионной системы для передачи изображений на расстоянии русский ученый Порфирий Бахметьев в 1880 году. Он считал, что для передачи изображения оно должно быть разделено на составляющие, а затем эти составляющие передаются и собираются обратно в единое изображение. Такую систему Бахметьев назвал “телефотограф”. В то время не существовало технической базы для ее реализации.
Александр Полумордвинов, экспериментатор с большим талантом, создал первую оптико-механическую систему передачи изображения в 1900 году.
В 1907 году, профессор Санкт-Петербургского технологического университета, Борис Розинг, который считается основателем электронного телевидения, получил патент на способ “электрической телескопии”, то есть передачу изображений на дальние расстояния с использованием электронно-лучевых трубок. Исследования Розинга стали продолжением технологии разделения телевизионного изображения на отдельные элементы с последующей передачей по каналам связи и их восстановлением принимающей системой. Розинг считал, что использование электронных приборов является единственным верным путем для развития телевидения, и что эту задачу можно решить только с помощью электронного пучка. Это смелое утверждение было сделано ученым в то время, когда электроника только начинала развиваться. Идеи Розинга нашли свое продолжение в работах его ученика Владимира Зворыкина, который в 1919 году эмигрировал в Америку и стал там “изобретателем электронного телевидения в Америке”. Однако еще раньше, в конце 19 века, немецкий изобретатель Пауль Нипков разработал основу для механического телевидения. Во время учебы, Нипков в 1883-1884 годах.
Ходят слухи, что первым предметом, который был использован в экспериментах Нипкова, стал журнальный стол. Он просверлил в нем множество отверстий, расположенных по спирали Архимеда. Затем Нипков потратил свои скромные сбережения на покупку патента, который получил через год - 15 января 1885 года. Патент на “электронный телескоп” (позже стал известен как диск Нипкова) сделал его знаменитым, а этот диск стал важным элементом механического телевидения на несколько десятилетий (в России, например, до начала 40-х годов). Однако, получив патент, молодой ученый так и не смог завершить свою разработку, и через 15 лет его патент был аннулирован из-за отсутствия спроса на изобретение. К тому времени Пауль работал конструктором в Берлинском университете и больше не занимался передачей изображений.
Прошло еще два десятилетия, прежде чем эта технология получила широкое распространение. Исследователи и инженеры из Англии, Германии, России и Америки активно работали над усовершенствованием оборудования для передачи движущегося изображения. Для успешной реализации этой идеи требовался не только механизм сканирования, в качестве которого выступал диск Пауля Нипкова, но и устройство для преобразования световой энергии в электрическую. Такой светочувствительный элемент-датчик был создан в 1888 году благодаря исследованиям ученого из Московского университета Александра Столетова. Он доказал, что возможно преобразовывать световую энергию в электрическую. Основываясь на открытии Столетова, Борис Львович Розинг из Петербургского технологического института впоследствии разработал технологию, которая позволила считать его основателем электронного телевидения. Интересно, что Паулю Нипкову впервые удалось увидеть практическое применение своей разработки только через 40 лет - в 1928 году на одной из международных радиотехнических выставок в Берлине. “Теперь я могу быть спокоен”, - поделился он своими ощущениями от просмотра механического телевизора. - Я видел мерцающий экран, на котором что-то двигалось, но нельзя было разобрать детали".
Создание передатчика и приемника с диском Нипкова проходило во Всесоюзном электротехническом институте в Москве. Разработанная система создавала изображение, разделенное на 30 строк. Профессор П.В. Шмаков вспоминает первые испытания системы: “Экран размером со спичечную коробку и пара, танцевавшая на нем, - она в белом, а он в черном. В конце она помахала платком, а он закурил - был виден дым. Это все. Ничего особенного, ничего фантастического. Но эта передача преодолела расстояние в тысячи километров - это была маленькая победа человека над расстоянием, и это вызывало гордость”.
Телевизионное вещание в опытном режиме с использованием механической системы развертки в 30 строк началось в ведущих странах мира примерно в одно и то же время - в 1929-1931 годах. Формат в 30 строк, разработанный в Германии, фактически стал международным стандартом. 30 апреля 1931 года газета “Правда” опубликовала сообщение: “Завтра впервые в СССР состоится опытная телевизионная передача (дальновидение) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56.6 метра будет передано изображение живого лица и фотографии” (Правда, 1931, 30 апреля). В ходе этой первой публичной телевизионной передачи были показаны сотрудники лаборатории (двигающиеся изображения!) и фотопортреты - без звука, “немые”.
После целого ряда опытных сеансов телевизионной связи было решено провести пробные передачи телевизионного вещания. Для этой цели в здание Московского радиотрансляционного узла на Никольской, д. 7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия, перенесли аппаратуру из лаборатории Всесоюзного электротехнического института. Первая пробная передача состоялась в ночь на 1 октября 1931 г. через радиостанцию Московского совета профсоюзов. Не известно сколько телевизоров принимало ее в тот момент, но современники утверждали, что их было не менее десяти. Передачи стали регулярными. Содержательная сторона этих передач специально не готовилась, это была самодеятельность. А выступать приходилось в темной студии, которая освещалась «бегущим лучом», создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова.
Информация о первой телевизионной передаче 1 октября 1931 года была опубликована в центральных газетах, и эта дата считается официальным началом отечественного телевизионного вещания. Передачи, предназначенные для радиозрителей (тех, кто смотрел телевизионные передачи), проводились по строгому расписанию. Однако телевизоров было очень мало, и размер экрана не превышал спичечного коробка. С точки зрения современных стандартов, техника телевидения начала 1930-х годов выглядит очень простой, но именно в это время, в 1931 году, телевидение стало реальностью, и в этом большая заслуга пионеров этой технологии. Первый в стране комплект телевизионного оборудования, с помощью которого из аппаратной Московского радиоцентра велись передачи, был разработан выдающимся ученым Павлом Шмаковым. Стоит отметить, что ему принадлежит идея использовать самолет в качестве ретранслятора между пунктами передачи и приема сигнала. Эта идея Шмакова получила развитие во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году и при встрече с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным в 1961 году.
Механическое телевидение быстро стало широко доступным для всех. Передачи механического телевидения принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве и Харькове. Благодаря тому, что в нашей стране телевидение началось с механического, идея “видения на расстоянии” распространилась гораздо быстрее и шире, чем если бы это было электронное телевидение. Поскольку передачи механического телевидения осуществляются на средних и длинных волнах, их можно принимать везде, и Московский телецентр мог охватывать практически всю территорию Советского Союза. Передачи же электронного телевидения могут осуществляться только на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от передающей антенны до приемной антенны. Поэтому если бы советское телевидение начиналось с электронного, интерес к нему проявляли бы только жители Москвы и пригорода. Конечно, такая ограниченная зона действия телецентра затруднила бы широкое распространение телевидения. Интерес к телевидению, вызванный первыми опытными передачами, способствовал росту общественной потребности в телевидении.
Запросить образцы
- Комментарии